МКОУ Пелевинская СОШ                  
 

музей школы

Музей школы


Одно из любимых мест школьников - это наш школьный комплексный краеведческий музей.

Музей был образован в 1980 году  в год 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.

 


Первыми основателями были директор Пелевинской восьмилетней школы Захаров Владимир Васильевич и учитель географии Жданова  Валентина Павловна(1980-1985г. г.)

 

    

 

 

                 

Затем под руководством учителя геграфии Крыловой З.А. учителя истории Кошелевой И. В.  постепенно в музее накапливался  материал, оформлялись и расширялись экспозиции. В результате сегодня в музее имеются следующие разделы:

1.    Боевая Слава  воинов-земляков (началось оформление к 50-летию Победы)

2.    Культура и быт крестьянского населения

3.    Нумизматический

4.    История родного края

5.    Природа нашего края

 

 

 

  

 

Кроме этого оформлены альбомы, книжки-раскладушки, собрано множество фотографий по истории школы, колхоза, деятельности в своё  время пионерской, комсомольской и партийной организации.

 

 

 

 

Всего в музее, в его фонде находиться более 3 тыс. экспонатов (альбомы, фотографии, монеты, предметы труда и быта, книги и т.д.)

 

Особый вклад в развитие, оформление музея до сих пор вносит директор школы Захаров Владимир Васильевич.  Он лично сам пополнил историческим содержанием фонды музея.

  Руководителями музея с 1985 года в разные годы являлись:

1.    Крылова Зинаида  Александровна (1985-1987г.г.) - учитель географии.

2.    Кошелева Ирина Викторовна (1987-1989г.г.) – учитель истории.

3.    Крылова Зинаида Александровна (1989-1994г.г.).

 

 

 4. Кошелева Ирина Викторовна (1994- по настоящее время).

На базе музея в разные годы велись кружки: географического, экологического краеведения, туристический. Кружки исторического, литературного  краеведения (руководители Кошелева И.В. и  Жданова Т.В.)  ведутся и в настоящее время.

14 февраля 1984 году нашему музею было присвоено звание «Школьный музей». Вообще наш музей и  руководитель музея Кошелева И.В. многократно награждались различными грамотами, благодарственными письмами, дипломами.

 

 

 

                   

 

 

 

 

                     Также в нашем музее реализуются различные проекты: «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», «20 век в семейных фотографиях и документах», «Идём искать ровесников следы…», «Война и судьба солдата-человека», «Летопись продолжается» т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1996 году на базе музея возник поисковый отряд «Альфа», который действует и по сей день. Отряд во главе с Кошелевой И.В. выезжал в полевые экспедиции в Волгоградскую, Ленинградскую, Орловскую, Брянскую области, Московскую, Тверскую области – занимался там раскопками на местах боевых действий ВОВ. Поднимал из заросших травою окопов и траншей останки советских солдат, восстанавливал их имена и с отданием воинских почестей производил захоронение по православному христианскому обычаю.

Благодаря работе отряда «Альфа» в музее накопилось много предметов привезённых из экспедиций (гильзы, уже не боевые гранаты и т.д.),  также были создана книга Памяти погибших и пропавших  в годы ВОВ по Пелевинскому сельскому совету. Поисковики занесли дополнительные фамилии погибших воинов -зеляков на местный обелиск, который

 

 

 

 

находится в центре села в парке "Юность"

Наш отряд как музей один из первых в районе, и тоже многократно награждён: благодарственными письмами, почётными грамотами, знаками Министерства обороны «за активный поиск» награждены члены отряда Кошелева Анастасия, Скоморохова Татьяна, Кошелева Дарья и Кошелева И.В.

А сколько народу благодарны нашему отряду за то,  что мы нашли их пропавших без вести родственников, героически погибших в ВОВ.

Во время экскурсий в музее погружаешься  в прошлое и всё переживаешь заново, это неповторимое ощущение!

Музей  является центром патриотического воспитания школы и Байкаловского района.

 

 

 

 

 

Только за последние 3 года кружковцы подготовили и провели 26 крупных мероприятий в музее(Экскурсии,Выставки,Концерты и т.д.)

Члены кружка исторического краеведения участвовали в реализации проектов:"Их взрастила наша земля","Боевой путь 30-УДТК:на пути к победе","Моя семья в ВОВ","XX век в семейных фотографиях и документах".

Участие в издании книг Байкаловского района "Солдатская слава","Героев сельских имена".

Разработка и реализация экскурсионного маршрута в рамках районного проекта "Берястеное кольцо".

Создание Книги Памяти Пелевинского с/совета.

Дополнительно увековечены имена 42 погибших и пропавших войнов-земляков в областной Книге Памяти.

152 фамилии воинов-земляков занесены дополнительно на обелиск в парке "Юность"

В 11 всероссийских вахтах Памяти участвовал поисковый отряд "Альфа"

Предано земле 650 погибших советских солдат

Принимал активное участие в реализации областного проекта "Военными дорогами 30 - УДТК"

29 статей написано о поисковом отряде "Альфа" и его поисковой деятельности (5 - журналистов Байкаловского района, 3- журналистов Свердловской области, в том числе выпускницы нашей школы Кошелевой Галины, 3 - представителей общественных организаций, 8 - руководителем поискового отряда Кошелевой И. В., 6 - поисковиками)

В 2009-2010 уч. году ребята из кружка исторического краеведения и поискового отряда "Альфа" находятся на первом этапе реализации проекта "Если бы камни могли говорить".

 

 

        К Дню учителя музей школы пополнился оформленными материалами «Ветераны педагогического труда», где имеются сведения об отличнике народного просвещения Пелевиной Н.П., а так же об учителях Пелевиной М.А., Пелевиной М.М., Крыловой З.А.и др. На школьной линейке в торжественной обстановке была вручена почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области  Кошелевой Т.М.(уч. информатики и математики) за «успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд».

 

     13.01.2011г. музей школы посетили члены Байкаловской  Думы: Пелевина Т.Ю., Дорошкевич И.Г. и др., а также представители разработчиков районного ИКМ "Берестяное кольцо Байкаловского района": Туйкова С.А., Сопегина Л. А. и др.   

 

 

 

 

 

 

 

В период месячника защитников Отечества актив музея и ребята из кружка исторического краеведения подготовили и провели викторину "Знаешь ли ты свой родной край?"

  Сначала Боталова Ульяна и Зубкова Наталья в музее школы организовали интеллектуальный марафон по этой теме отдельно с каждым классом (с1 по 9кл.)

Ребята, вышедшие в финал, участвовали в заключительной игре.    

 

 

        

 

 

 

    В финальной игре лучшим знатоком истории родного края был признан ученик 5 класса Ударцев Дмитрий. Ему был вручён главный приз-чайная пара с символикой победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Все остальные финалисты также получили книги и сувениры.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

  

МОУ- Центр внешкольной работы

 

Согласовано:

Директор Центра ВР

____________________

«_

_» ____________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Юные музееведы»

для  учащихся 1, 6-8 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель :

Кошелева И.В.

учитель истории

МОУ-Пелевинской СОШ

 

 

 

Источники составления программы:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред.В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011
  • Юный историк-экскурсовод(дополнительное образование детей от 12 до 16 лет). Министерство среднего и профессионального образования Свердловской области. Управление образования Администрации г.Екатеринбурга. Дворец творчества учащихся. Екатеринбург, 2002
  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

 

 

2010-2011 уч. год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель  программы «Юные  музееведы» -  помочь  школьникам,  проявляющим  стремление  к освоению  профессионального  мастерства  в музейном  деле.

Задачи  программы – знакомство  с историей  музейного  дела  и  с   музеями район и области (краеведческим, художественным,  историческим,  мемориальным и др.);  развитие способностей к поисково-исследовательской,  творческой  деятельности;  развитие  самостоятельности  и инициативы.

Для развития,  обучения  и воспитания  подрастающего  человека исключительно  важны  связь  с прошлыми  поколениями,  формирование  культурной  и исторической  памяти. 

Чтобы  ребёнок  мог  проникнуться  такими  чувствами,  недостаточно  только  прочесть,  посмотреть или  услышать нужную  информацию,  тут  требуется  прикоснуться  к эпохе,  потрогать её  руками  и эмоционально  пережить  артефакты.

Помочь  молодому  поколению  в решении таких  проблем  сегодня  может  такой  уникальный  социальный институт,  как  музей.  Музей – это  своеобразная  модель  системы  культуры,  играющая огромную роль  в воспитании личности.

Особое  место в  школе  отводится  школьному  краеведческому  музею,  который  призван комплексно  решать  вопросы  развития,  обучения  и воспитания подрастающего  поколения на основе  собранных  детьми  экспонатов,  средствами  экскурсионной  и музейной  деятельности.

Осваивая  теоретические знания  и практические   умения  в области  истории  и культуры  родного  края,  музейного  дела,  дети  приобретают  уважение  к прошлому,  бережное  отношение  к реликвиям,  у них  формируется  патриотизм  и потребность сохранить  для других  поколений исторические,  природные,  материальные, художественный  и культурные  ценности.

Программа  «Юные музееведы» предполагает  организацию  деятельности  обучающихся  от простого  собирательства предметов  и артефактов  к описанию  конкретных  экспонатов  и событий, самостоятельному исследовательскому  поиску и, наконец, к овладению  элементарными  навыками  основ научной  музейной  работы.  Программа  предполагает  изучение  методики   исследовательской,  фондовой,  культурно-образовательной  и экспозиционной  работы,  исходя  из возрастных особенностей обучающихся.

Программа  имеет  интегрированный характер.

При реализации содержания данной  программы расширяются   знания,  полученные  детьми  при изучении школьных  курсов  истории,  изобразительного  искусства,  обществознания,  литературы,  географии,  биологии, экологии,  химии,  физики  и др.

В условиях партнёрского  общения  обучающихся   и педагога открываются  реальные возможности  для самоутверждения  и преодоления  проблем,  возникающих  в процессе  деятельности людей,  увлечённых  общим  делом.

Программа  рассчитана  на проведение  теоретических  и практических  занятий  с детьми  7,10- 14  лет  в течение  одного  года обучения в объёме 102  часов (из  них 72 часа будут  реализованы  в основной школе,  а 36  часов  для  учащихся  первого  класса для  реализации  ФГОСа в 1 классе.

Предполагается широкое  использование  аудиовизуальной  и компьютерной  техники  для повышения эффективности   самостоятельной  работы  детей  в процессе  поисково-исследовательской  работы  в школьном  краеведческом музее; в 1 классе занятия проводятся в игровой форме.

Занятия  нацелены  на  формирование  у школьников  устойчивого  интереса  к  музееведческой  деятельности. Предусматривается организация  посещения  детьми  самых  разных музеев,  знакомство  с приёмами  экспонирования,  атрибутикой  и художественным  оформлением,  а также  просмотр  видеофильмов,  содержащих   информацию  о  крупнейших  музейных  собраниях России  и Европы.

Значительное количество  занятий  направлено  на  практическую  деятельность – самостоятельный  творческий  поиск,  совместную деятельность  обучающихся  и родителей.  Создавая  свой  творческий  исследовательский проект (выставку,  тематико-экспозиционный  план,  маршрут  экскурсии,  научно- исследовательскую  работу и др.)  школьник  тем самым  раскрывает  свои  способности,  самовыражается  и самореализуется в общественно-  полезных  и личностно  значимых  формах  деятельности.

По  окончании  обучения по  программе  дети  должны  знать  историю  музейного  дела,  ведущие  музеи мира,  жизнь  и деятельность  выдающихся  людей,  внёсших  вклад в развитие  музейного  дела,  основы музееведческой  деятельности,  методику  проведения  поисково- исследовательской  работы,  основные  термины,  применяемые  в музейном  деле.   

Обучающиеся к концу года должны  уметь общаться  с людьми,  вести  исследовательские краеведческие записи,  проводить экскурсии в школьном музее, систематизировать  и обобщать  собранный  краеведческий  материал, оформлять его  и хранить,  вести  элементарную  поисковую  и научно- исследовательскую  работу.

Подведение итогов  деятельности организуется  в конце  учебного  года (май)  в различных  формах  общественной  презентации  (выставка, экскурсия,  предметная  неделя,  конкурс экскурсоводческого  мастерства,  краеведческая конференция, драматические представления  и т.д.).

 

 

 

 

Юные  музееведы

Учебно – тематический  план

для обучающихся 6-8 кл.

 

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия  и термины  музееведения

3

1

2

2

Что  такое музей? Музееведение как научная дисциплина

3

2

1

3

Роль  музея в жизни  человека. Основные  социальные функции  музеев

3

1

2

4

История музейного  дела за рубежом. Коллекционирование  (от  Античности до  конца XVIII в.)

4

2

2

5

История музейного  дела  в России. Коллекционирование (конец XVII – первая  половина XIX века)

5

3

2

6

Музейная  сеть  и классификация  музеев.  Школьный  краеведческий  музей.

4

2

2

7

Фонды  музея.  Работа   с фондами.

8

2

6

8

Музейная экспозиция  и её  виды

4

2

2

9

Поисково- исследовательская  и научная деятельность  музея.

6

2

4

10

Выставочная деятельность  музея.  Классификация  выставок.

4

2

2

11

Культурно- образовательная  деятельность музея

4

2

2

12

Научно- исследовательская  и поисковая деятельность музея.

8

2

6

13

Организация  краеведческой работы  в экспедициях.

4

2

2

14

Подготовка  и проведение  итогового  мероприятия

6

2

4

Итого

66

27

39

       

Содержание курса

 

1.     Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели  и задачи  занятий  по  программе «Юные музееведы».  Основные  понятия  и термины в музейном  деле (музей, вернисаж, выставка,  фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие  государственно- общественной  системы  музейного  дела.  Опыт  успешной  деятельности объединений  обучающихся  в краеведческих  музеях  образовательных учреждений.

Практическая  работа:  ознакомление  с информацией в сети Интернет,  поиск основных  понятий  и терминов  музейного  дела;  составление  словаря  музейных  терминов;  викторина «Кто больше назовёт музейных  терминов?»,  составление кроссворда на тему  музея (совместно с родителями)

 

2.     Что  такое  музей? Музееведение  как научная  дисциплина.

Современное  понимание  термина  «музееведение».  Законодательные акты,  регулирующие  музейное  дело  в Российской  Федерации.  Положение  о музее  в образовательном  учреждении.  Устав самодеятельного  объединения  юных  музееведов.  Права  и обязанности  юных  музееведов.

Практическая  работа:  поиск  в сети Интернет основных  законодательных  актов,  регламентирующих  деятельность  школьных  музеев  в  России. Обсуждение  и доработка  устава объединения  юных  музееведов.

 

3.     Роль  музея в жизни  человека. Основные  социальные функции  музеев.

Возникновение и становление  музеев,  их  роль  в жизни  человека. Понятие «социальный  институт».  Основные  социальные  функции  музеев.  Социальная  функция   школьного  музея.

Школьный  краеведческий  музей   на  современном  этапе  развития.  Структура  краеведческого  школьного  музея  и деятельность  его  подразделений.

Практическая  работа:  обзорная экскурсия  в краеведческий  музей  своего  района;  домашнее задание:  по  итогам  экскурсии  определить  в своей рабочей тетради  социальные  функции  музея.

 

4.     История музейного  дела за рубежом. Коллекционирование  (от  Античности до  конца XVIII в.)

Начало  коллекционирования  древностей. Коллекционирование  в античную  эпоху.  Древняя Греция:  святилища,  храмы, пинакотеки.  Общественные  и частные  собрания  Древнего  Рима.  Коллекционирование  в эпоху средневековья (храмы  и их  сокровищницы; светские  сокровищницы и частное  коллекционирование).

Исторические  предпосылки  возникновения  музеев.  Кабинеты  и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии,  кунсткамеры). Естественно- научные  кабинеты XVI - XVII веков. Художественное  коллекционирование  в XVII веке.  Зарождение  науки  музеографии.

Западноевропейские  музеи в XVIII  веке.  Формирование  концепции публичного  музея. Музеи  и картинные галереи Великобритании,  Германии,  Австрии,  Италии,  Франции.

Практическая  работа:  просмотр  видеофильмов об  известных  музеях  мира;  поиск  сайтов  и знакомство  через  них с известными  зарубежными  собраниями  (музеями);  домашнее  задание: подготовка  совместно  с родителями  реферата (проектная  работа – презентационное  сообщение  об  одном  из  известных зарубежных  музеев (по  выбору  детей).

 

5.     История музейного  дела  в России. Коллекционирование (конец XVII – первая  половина XIX века).

Первые  музеи  в  России. Кабинеты  и галереи  конца  XVII -  первой  четверти XVIII  века. Кунсткамера  в Санкт- Петербурге.  Императорский  музей  Эрмитаж. Кабинеты  учебных  и научных  учреждений. Иркутский  музеум.

Коллекционирование  в России в конце  XVIII -  первой  половине  XIX века.

Практическая  работа:  просмотр  видеофильмов  об  известных  музеях  нашей  страны; поиск  сайтов   и знакомство  через  них  с известными  отечественными  музейными   собраниями;  домашнее  задание:  самостоятельная подготовка  проектной  работы  об одном из  известных  музеев  России  (по  выбору детей),  защита  проекта.

 

6.     Музейная  сеть  и классификация  музеев.  Школьный  краеведческий  музей.

Музейная  сеть  и классификация  музеев.  Принципы классификации  музеев в Российской  Федерации.  Частные  музеи,  созданные на общественных  началах. Взаимодействие  государственных музеев  как  специфическая  образовательная среда развития,  обучения и воспитания. Профили  школьных  музеев. Особенности  деятельности  школьного  краеведческого  музея (планы  образовательной,  экскурсионной,  воспитательной,  поисковой  и научно- исследовательской  работы). Отчёт о  деятельности  школьного  музея.

Практическая  работа:  участие  в планировании  деятельности  школьного  музея  и  составление  отчёта о  выполнении плана  работы.

 

7.     Фонды  музея.  Работа   с фондами.

Определение  понятий «фонды  музея»,  «изучение  музейных  фондов»,  «музейный предмет»,  «экспонат»,  «артефакт»  и др.  Музейные предметы  как основа работы школьного  краеведческого  музея.  Научная  организация  фондов  музеев. Состав  и структура  музейных  фондов. Пополнение  фондов школьного  краеведческого  музея.  Использование  фондов для организации  выставочной  работы  и проведения  экскурсий.  Учёт фондов школьного  музея. Принципы организации фондовой  работы  в  школьном  краеведческом  музее.

Практическая  работа:  знакомство  с фондами школьного  краеведческого  музея; составление  учётной  карточки  экспоната  школьного  музея.

 

8.     Музейная экспозиция  и её  виды.

Понятия  «музейная  экспозиция»,  «экспонат», «экспозиционный  материал», «тематическая  структура», «экспозиционные  комплексы»  и др.  Экспозиционные  материалы (музейные  предметы,  копии,  тексты, фонокомментарии,  указатели и др.).

Особенности экспозиций  разных  групп  музеев (общеисторические  музеи,  исторические  отделы  краеведческих  музеев,  художественные  музеи,  этнографические  музеи,  музеи- заповедники,  музеи  под  открытым  небом и т.д.).

Экспозиции (постоянные  и временные,  тематические) в школьном  музее.  Обновление  экспозиций  школьного  краеведческого  музея.  Тематические  экспозиции музея  по  учебным  дисциплинам  и к памятным  датам.

Практическая  работа: участие  в подготовке  тематических  экспозиций  школьного  музея  по учебным  дисциплинам (предметная  неделя)  и к  памятным  датам.

 

9.     Поисково- исследовательская  и научная деятельность  музея.

Музеи  как  современные  научные  и поисково-исследовательские  центры.  Основные  направления  научно- исследовательской  деятельности: разработка  научной  концепции  музея;  комплектование  фондов;  изучение  музейных  предметов  и коллекций; хранение  и охрана  фондов; реставрация,  музейная  педагогика,  социально- психологические  исследования,  исследования  в области  истории,  теории и методики  музейного  дела.

Поисково- исследовательская  деятельность школьного  краеведческого  музея.

Практическая  работа: участие  в поисково- исследовательской  деятельности школьного  краеведческого  музея  в  соответствии  с тематикой  и планом  его деятельности;  выполнение  индивидуального  поисково- исследовательского  задания, реставрационные работы.

 

10.           Выставочная деятельность  музея.  Классификация  выставок.

Термины «выставка»  и «выставочная деятельность музея».  Задачи   и функции  выставки  школьного  краеведческого  музея.  Классификация  выставок.

Организация  выставок  в школьном  краеведческом  музее (стационарные,  переносные,   выездные).

Практическая  работа:  участие  в подготовке  тематической  выставки в школьном  краеведческом  музее. Домашнее  задание:  посещение  совместно с родителями  выставки  в своём городе  или районе,  составление паспорта  выставки.

 

11.           Культурно- образовательная  деятельность музея

Культурно- образовательная  деятельность музея  и её  основные  формы.  Цели,  задачи  и  специфика  культурно- образовательной деятельности  музея. Основные  требования: высокий  теоретический  и методический  уровень,  актуальность  и  занимательность,  учёт  возраста  и интересов  участников,  опора  на  экспозицию.

Экскурсия  как  основная  форма  образовательной деятельности.  Объекты  образовательных  экскурсий.  Особенности  культурно- образовательной деятельности  школьного  музея.

Практическая  работа:  выполнение   индивидуальных  поисково- исследовательских краеведческих заданий в ходе  экскурсий  в музей (поиск информации  по  интересующей  проблеме на  стендах экспозиции,  формирование вопросов  по  проблеме для экскурсовода  и т.д.); подготовка экскурсий по музею школы.

  

12.           Научно- исследовательская  и поисковая деятельность музея.

Поисково- собирательская  деятельность  в работе школьного  музея. Задачи поисковой  работы,  связь  с тематикой  школьного  музея. Формы  поисково- собирательской  работы учащихся  (краеведческие походы;  экспедиции; работа в библиотеке,  государственном  музее,  архиве;  встречи  с участниками  исторических  событий  и запись  воспоминаний; документирование артефактов,  поиск  и сбор экспонатов).

Этапы  подготовки  научно- исследовательской  работы. Требования к научному  оформлению результатов краеведческого  исследования  и поисковой деятельности.  Виды оформления  работы: доклад,  реферат,  статья.  Цитирование  и ссылки.  Культура  научного  исследования.

Практическая  работа: составление программы  поисково- собирательской  деятельности  и её  проведение; овладение  основными  формами  поисково-исследовательской  работы (работа  в библиотеке,  архиве; встречи с участниками  исторических  событий  и запись  воспоминаний; анкетирование  респондентов; документирование  артефактов;  поиск  и сбор  экспонатов).

 

13.           Организация  краеведческой работы  в экспедициях.

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное  краеведческое задание и программа  его  выполнения  в экспедиции. Формы  выполнения  краеведческих  исследований в экспедиции: индивидуальные,  звеньевые  и коллективные. Права  и обязанности  краеведа- исследователя при  выполнении  поисково- исследовательских  работ. Требования  к  соблюдению  научной  культуры  и этики  исследовательской  деятельности.

Требования  по обеспечению  личной  гигиены  и техники  безопасности в экспедиции.

Практическая  работа: составление  программы  выполнения  индивидуального  краеведческого задания  в экспедиции;  оформление  (ведение,  заполнение)  дневника  индивидуального  краеведческого  исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального  краеведческого задания. Поисковая экспедиция на места бывших сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

14.           Подготовка  и проведение  итогового  мероприятия.

Подведение итогов  обучения. Совместный  анализ деятельности каждого  участника  экспедиции,  его  вклада в общее  дело.

Практическая  работа:  проверка  знаний, умений  и навыков  обучающихся; подготовка докладов; оформление  экспозиций  и выставок; подготовка  презентационных  материалов  и видеофильма; проведение  школьной краеведческой  конференции  по итогам  летней экспедиции на места бывших сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

 

 

Учебно – тематический  план

для обучающихся 1кл.

 

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие : «Здравствуй музей!»

1

1

-

2

Таинственный сундучок!

2

1

1

3

Когда жили мамонты

2

1

1

4

Короб чудес

3

1

2

5

Игры наших бабушек

3

1

2

6

Сказки живут в русской избе

3

1

2

7

Добрых рук мастерство!

3

1

2

8

Хлеб -всему голова!

3

1

2

9

В гостях у Настеньки

3

1

2

10

Как рубашка в поле

 выросла ?

3

1

2

11

Путешествие монетки

2

1

1

12

Всегда на защите Родины!

3

1

2

13

Я- юный экскурсовод!

2

1

1

14

Подготовка  и проведение  итогового  мероприятия

3

1

2

Итого

36

14

22

 

Содержание занятий

 

Вводное занятие : «Здравствуй музей!» Знакомство с музеем, разделами, правилами поведения в музее. Зачем нужен музей? История создания. Понятия «экспозиция», «экспонат», «экскурсовод».

Формы деятельности учащихся: Обзорная экскурсия по музею школы.

 

Таинственный сундучок! Что  такое музей? Знакомство  с предметами из фондов музея, людьми, которые их делали. Необходимость их в домашнем хозяйстве.

 Формы деятельности учащихся: Тактильное общение с предметами; Игра «Знаешь ли ты, что это такое?».  Пополнение музея экспонатоми, рассказ о них. Создание презентации.

 

Когда жили мамонты. Какие экспонаты музея могут рассказать об этом? Кто нам может рассказать об этом?

Формы деятельности учащихся: Тактильное общение с предметами; экскурсия в районный краеведческий музей. Изготовление орудий труда первобытного человека.

 

Короб чудес. Детская  игрушка как экспонат музея. История игрушки из глины, дерева, тряпки, соломы.

 Формы деятельности учащихся: Изготовление игрушки. Презентация своей  игрушки.

 

 Игры наших бабушек. Старинные игры, потешки, забавы. Знаете ли вы их? Где можно узнать о них?

 Формы деятельности учащихся: Встречи с людьми предыдущих поколений. Разучивание игр. Какая игра мне больше всего понравилась? Презентация своей любимой старинной игры.

 

Сказки живут в русской избе.  Крестьянская изба в русских народных сказках. Почему детали русской крестьянской избы можно увидеть в музеях, в том числе и в нашем?

Формы деятельности учащихся:

Экскурсия по деревне. Поиск домов, где присутствуют элементы крестьянской избы. Посещение крестьянской избы. Знакомство с условиями жизни и труда крестьянина. В гостях у домовенка. Театрализация русской народной сказки с использованием элементов крестьянской избы.

 

Добрых рук мастерство! Народные ремесла и промыслы. Как они представлены в нашем школьном музее?

 Формы деятельности учащихся: пополнение музея предметами народного творчества. Создание мини-выставки. Презентация выставки.

 

Хлеб -всему голова!  Орудия труда земледельца-крестьянина. Как работали ими люди? Хлеб как главный продукт земледельца.

 Формы деятельности учащихся:   Приготовление блюд из хлеба. Презентация о хлебе.

 

В гостях у Настеньки. Самовары как экспонаты музея. Используют ли их сегодня? Знакомство с выставкой самоваров в школьном музее. Чаепитие как русский обряд.

 Формы деятельности учащихся:   Участие в школьном празднике «Масленица». Инсценировка обряда чаепития.

 

Как рубашка в поле выросла ?  Женское рукоделие. Как делали ткань изо льна? Как его выращивали? Как шили и ткали одежду? Экспонаты музея женского рукоделия.

Формы деятельности учащихся:   тактильное общение с предметами-экспонатами музея. Инсценировка «Как рубашка в поле выросла?»

 

Всюду денежки нужны! Монеты и денежные знаки разных времен и народов в музее, их коллекционирование, сравнение.

Формы деятельности учащихся:   Посещение выставки «Нумизматика». Тактильное общение с монетами и денежными знаками. Сказка о путешествии монетки. Пополнение фондов, презентация своей мини-коллекции.

 

 Всегда на защите Родины! Воины –земляки, родные на защите Отечества. Экспонты музея- свидетели войны.

Формы деятельности учащихся:   тактильное общение с предметами-экспонатами музея. Элементарные реставрационные работы с предметом музея. Мини-выставка и презентация восстановленного экспоната. Конкурс среди мальчиков на самого сильного, умного и т.д.

 

Я- юный экскурсовод! Подведение итогов работы за год.

 

Формы деятельности учащихся:   подготовка мини-экскурсии по нашему музею. Презентация экскурсии родителям , учащимся школы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература :

 

 

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и   основное    образование. Под ред.В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011

2.     Юный историк-экскурсовод (дополнительное образование детей от 12 до 16 лет). Министерство среднего и профессионального образования Свердловской области. Управление образования Администрации г.Екатеринбурга. Дворец творчества учащихся. Екатеринбург, 2002

3.     Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение»2010

4.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

5.     Курамшина О.М., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1–4 класс. М.: ВАКО, 2008.

6.     Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

7.     Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

8.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz